RIO | UZ | Present | Trigaux | Work list
".... посреди этой квинтэссенции дьяволизма границы человеческого
сознания рушились, и его взору представали все ипостаси царства зла и все его
запретные измерения, когда-либо являвшиеся или прозревавшиеся на земле."
Говард Ф. Лавкрафт "Кошмар в Ред-Хуке".
Что, страшно? То ли еще будет, когда вы прослушаете оба альбома, записанные бельгийскими монстрами, скрывающимися под вывеской PRESENT! Два альбома, очень мудро изданные на одном CD - дабы слушателю не приходилось мучительно выбирать лучший из них. Они разные, но каждый хорош по своему - более строгий и интравертный "Triskaidekaphobie", что означает "Боязнь числа тринадцать", и "Le Poison Qui Rend Fou", или "Яд, сводящий с ума" - более легкий для восприятия, изобилующий довольно длинными гитарными соло, которых почти нет в первом альбоме. Это не означает, что альбом легче первого - он столь же зол и ядовит, вполне оправдывая свое название. Самое невероятное - при всей своей инфернальной сущности музыка очень красива, вполне в духе породившего группу "адского камерного ансамбля" UNIVERS ZERO. Но... Роже Триго, гитарист и клавишник UNIVERS ZERO, именно потому и ушел оттуда, создав PRESENT, чтобы играть несколько другую, более приближенную к року, гитарно-ориентированную музыку. Ни скрипки, ни фагота, ни фисгармонии, доминировавших у UNIVERS ZERO, здесь нет - только гитара, бас, барабаны и фортепиано. Я сказал "приближенную к року музыку"? Ну... разве что по составу инструментов, ибо назвать роком то, что играют PRESENT, все же довольно затруднительно - скорее это можно назвать современной камерной музыкой - как и музыку других RIO-групп.
"Promenade au fond d'un canal" - длинная, на девятнадцать минут, безмерно жуткая и напряженная пьеса, буквально сочащаяся мраком и злобой. Прогулка по каналу не очень-то безопасное занятие, судя по этой композиции! Только понимаешь это не сразу, а уже прослушав ее. "Quatre-vingt douze" - неоклассическая композиция с умопомрачительной дуэлью двух фортепиано - Ален Рошетт против Роже Триго, который не только отличный гитарист, но и вполне хороший пианист. Рояль и электропиано в сопровождении мощнейшей ритм-секции Кристиан Жене / Даниэль Дэни словно переругиваются друг с другом. Напряжение и мрак, не чувствующиеся в самом начале, постепенно появляются и растут, растут, чтобы внезапно оборваться... перейдя в короткую, но кошмарную миниатюру "Repulsion" - это напоминает звук капель воды, падающих с осклизлых сталактитов в каком-то глубочайшем и неизмеримо зловонном подземелье, капли, медленно падающие с тихим звуком, но вдруг к звуку капель примешиваются тяжелые, хлюпающие шаги какого-то невероятно омерзительного, зеленого, покрытого слизью и гнусно пахнущего монстра, который крадется за вами с явным намерением плотно закусить, и... вы наконец-то проснулись, в ужасе озираясь вокруг. Но... что-то, какая-то часть вашей души говорит вам, что это не было кошмарным сном...
"Le Poison Qui Rend Fou" отличается от дебютного альбома тем, что к мраку и ужасу примешивается заметная доля черного юмора - что, правда, не делает этот альбом легче. Хотя басист Фердинан Филиппо играет в более мягкой, почти джазовой манере, в отличие от Кристиана Жене, игравшего чрезвычайно резко и грубо, в лучших традициях французского ZEUHL. Сама композиция, по которой назван альбом, разделена на две части, в первой есть короткая, но очень красивая вокальная партия - Мари-Анн Поляри поет просто божественно, как-никак - оперная певица, но вот вокал обрывается, вступает фортепиано, напоминающее об ужасной средневековой пытке, когда человеку капают на голову воду в течении долгого времени, и он сходит с ума. Но пытке приходит конец и вступает садистски диссонирующая гитара в сопровождении изощренной ритм-секции, ритм постоянно меняется, все превращается в какой-то варварский шаманский ритуал, и... опять вступает фортепиано, напоминая , конечно же, о жутких подземельях, монстрах, зомбяках и прочей неаппетитной нечисти - да-да, самая настоящая "horror-music", какая бывает в иных фильмах ужасов! Но, наконец-то, невероятно тяжело и мрачно вступает гитара, бас и барабаны - это даже слегка напоминает то, что лет десять спустя назовут "doom-metal", но ритм опять меняется, ускоряется, и - конец!
"Ersatz" - короткая пьеса, звучащая неожиданно джазово, что тем более странно, ибо музыка PRESENT почти лишена импровизации, и, по словам самого Роже Триго, "writen from A to Z", что по русски можно сказать как "написана от А до Я". Резкая, колючая гитара, взрывное фортепиано, мощный бас, и - неожиданно мягкие партии ударных. "Le poison qui rend fou, part 2: Didi, dans ta chambre!" - вторая часть заглавной композиции, и вот тут-то Его Величество Диссонанс появляется уже во всей красе! Странные, изломанные ритмы, резкое фортепиано, дикая, вопящая и завывающая гитара, - все это создает довольно пугающую, но вместе с тем и довольно гротескную атмосферу, - этакий ужастик с элементом комедии.
"Samana" - единственная композиция на альбоме, которую написал пианист группы Ален Рошетт. Она менее напряженная, и практически лишенная яда и злобы предыдущих, партии фортепиано и синтезатора неожиданно воздушны и красивы, все это переплетается с гитарой, само звучание лишено привычной тяжести - прекрасная, холодная и воздушная композиция, правда, не ждите простых ритмов - они столь же причудливы, как и везде. Заканчивается все благополучно - вы прогулялись по мрачным пещерам, чуть не стали вкусным обедом для мерзких чудищ, насмотрелись всевозможной жути, надышались подземными миазмами, но все закончилось благополучно и вы остались живы, увидев, наконец-то, дневной свет. Самое же невероятное - то, что вам захочется слушать эти альбомы еще и еще, - жуткая трясина музыки Роже Триго неумолимо затягивает слушателей, и не надейтесь остаться неизменившимся, если вам понравились эти альбомы!
Оригинал статьи на Russian Art-Rock