RIO | UZ | Present | Trigaux | Work list


Present Tense с Roger Trigaux

Илья Прутов
2004-02-12

Гитарист и композитор Роже Триго начал записывать и исполнять свою грозную, современную готическую музыку как лидер группы PRESENT c 1980 года. Подобно многим молодым музыкантам конца шестидесятых, этот коренной брюсселец был вдохновлен музыкой CREAM и Джими Хендрикса. Его путь к международному признанию начался в бельгийской прогрессивной группе, которую он основал в 1973-м году вместе с Даниэлем Дэни и Ги Сегером. Сначала они назывались NECRONOMICON - в честь проклятого богохульного тома из Мифов Ктулху Говарда Ф. Лавкрафта, но год спустя сменили название на UNIVERS ZERO, по роману бельгийского "черного фантаста" Жака Стренберга.

Роже оставался с UNIVERS ZERO до мая 1979-го года - достаточно долго для того, чтобы принять участие в записи двух альбомов - "1313" и "Heresie" - и сформировать неотъемлемую часть их музыкального багажа. Менее чем за год, прошедший после расставания с ними, был записан шокирующий дебютный альбом "Triskaidekaphobie" (боязнь числа 13). Он вышел в 1980 году на Atem, независимом французском гибриде журнала и звукозаписывающей фирмы, известном также по записям ранних ART ZOYD и AKSAK MABOUL.

Известность к Роже и его группе приходила мучительно медленно (почему бельгийская музыка никогда не имеет шумного успеха?), они так и не получили того, чего заслуживали, и точно такое же затруднительное положение было у других артистов 80-х: абсолютное отчаяние... когда длинные пьесы отвергались ведущими группами в пользу песен, а сочинители интеллектуальной рок-музыки вынуждены были похоронить свои устремления под покровом мученичества.

Тем более нельзя отрицать достоинств "Triskaidekaphobie", работы, прославившей движение "Рок в оппозиции". Связь с этим движением стала поводом, пусть и не единственным, для того, чтобы группа получила известность за пределами континентальной Европы. Несколько лет спустя PRESENT начали запись музыки, которая потом войдет в альбом "Le Poison Qui Rend Fou". Место басиста занял Кристиан Жене, который параллельно играл и в UNIVERS ZERO, сменив Ги Сегера. Шедевр и в части формы, и в содержании, не менее значительный, чем самые прекрасные моменты музыки UNIVERS ZERO. Замечательный образец камерного рока, который вы с удовольствием откроете для себя, "Le Poison..." - представляет из себя всё те же замогильные лавкрафтовские ноктюрны, но ещё более интенсивен, - если вы можете в это поверить, - в изощрённости инструментального языка. Множество неудач и разочарований сопровождали этот период - отражённый в нижеследующем интервью - и привели в конце концов к полному краху группы. В то время, как альбом наконец-то был закончен в 1985 году, Роже оставил музыку. В 1993 году, после всего этого, ещё не потерявшие надежду фэны были поражены новостью о следующем проекте. На этот раз сын Роже, Режинальд - также гитарист - был достаточно подготовлен, чтобы присоединиться к своему отцу, образовав дуэт, ставший тем самым катализатором восстановления карьеры Роже, выведя его из "спячки" конца восьмидесятых годов.

Как концерт для двух гитар, иногда сопровождаемый перкуссией, альбом 1994 года демонстрирует склонность Роже к эпическим - девятиминутная Love Scorn и сравнимая с ней Alone - и апокалиптическим композициям. Немногое может избежать его творческой хватки. Темы развиваются от взаимопроникающих сдвоенных струнных паттернов и закономерно сжимаются; поражающие своей чрезвычайной точностью, возбуждающие своей эмоциональной интенсивностью. Угрожающие мелодии в уменьшенном ладу и колючие диссонансы, разрешающиеся в консонанс, сыгранные с высокой интенсивностью, но с кристально-чистыми тонами на низкой громкости, заставят вас подскочить в своём кресле.

Первоначально отец и сын дуэтом отправились в турне, исполнять свою музыку. На одном из брюссельских концертов их видели играющими с U TOTEM. Позднее, летом 1994 года, присоединились старые коллеги по UNIVERS ZERO - Даниэль Дэни и Ги Сегер. В следующем году могло повториться то же самое, но Даниэль должен был играть с ART ZOYD в турне. На его место Роже пригласил Дэйва Кермана из 5UU'S, который в то время жил во Франции, работая над новым альбомом и собираясь в турне. В этом составе, с присоединившимся к группе басистом Бруно Бернасом, был записан альбом "Live", вышедший в 1996 году.

В качестве ознакомления с исступлённой и сверхэнергичной частью музыки PRESENT лучше всего подходит именно этот CD. На нём есть две новые композиции, а также переработанные сюиты с "Triskaidekaphobie" и "C.O.D."


- Вы родились в Брюсселе?

Roger Trigaux: Да, я родился в этом городе и всегда жил здесь.

- Вы сильнее ощущаете свою связь с фламандской или с французской культурой Бельгии?

- Культура наша мне кажется довольно специфической: северная часть Бельгии - фламандская, а южная - французская. Брюссель, как столица страны и в силу географического положения, оказался между этими двумя культурами, фламандская и французская традиции здесь находятся в тесном контакте. Тем не менее, изобразительное и музыкальное искусство за столетия (Бельгия всегда была неким перекрестком - и экономически, и, кстати, из-за своей истории - истории многочисленных вторжений - французского, испанского, австрийского, немецкого, голландского) стало весьма своеобразным, несмотря на эти влияния. Вот почему бельгийские художники не имеют или почти не имеют ничего общего с художниками окружающих стран. Я могу сказать, что мои работы вполне подходят под определение "типичного брюссельского искусства".

- Вы можете сказать, какие бельгийские художники сюрреалисты в первую очередь приходят вам на ум?

- Самые известные - Магритт и Дельво.

- Чувствуете ли Вы конфликт или напряженность между французским и бельгийским искусством, музыкой, и так далее?

- Различия между нациями вовсе не означают, что между ними обязательно должны быть конфликты или напряжение, хотя я думаю, что есть настоящее и ощутимое различие: разный образ жизни. Французы (те, что во Франции) часто имеют весьма специфический взгляд на мир: они на самом деле думают, что живут в центре этого мира. Для них даже солнце крутится вокруг Франции. В сфере искусств часто случается так, что художник-бельгиец, говорящий на французском, считается всеми французом. И некоторое время спустя люди просто забудут его настоящее происхождение. Другой пример: вы всегда говорите "Французское жаркое", а фактически оно - бельгийское.

- Да, я понял, что Вы имели в виду. Получилось так, что Шопен был поляком, а Шагал - русским. Никого из них не считали французом. Чем я по-настоящему заинтригован - так это тем, как Ваши соотечественники справляются с двуязычием. Многие брюссельцы говорят по-фламандски? Или там есть люди, которые говорят только на одном или другом языке?

- Большинство брюссельцев говорят на двух и более языках. Французы и фламандцы живут бок о бок, между ними нет никаких границ и никогда не было настоящих кровавых войн! Определенный диалект, конечно, возник. Это смесь двух языков, включающая и другие влияния - в результате получилось довольно забавное наречие. Я не очень хорошо говорю по-фламандски, но понимаю этот язык. В основном, фламандцы хорошо знают французский и другие языки, а вот французы более ленивы. Тем не менее, мы понимаем друг друга. Но как только вы оказываетесь за пределами Брюсселя - большинство людей говорит на каком-то одном языке. Совсем любопытно и доставляет определенные сложности то, что некоторые окрестности Брюсселя по-настоящему фламандские, но периодически - обычно милю или две, не более - вы можете полностью переключиться на французский. Дорожные знаки - тоже на двух языках!

- Часто вы общаетесь с Даниэлем Дэни? Или только тогда, когда есть совместная работа?

- У меня нет контактов с Даниэлем тогда, когда мы не работаем вместе. Может быть, это из-за того, что каждый из нас идет своим путем, имеет свое музыкальное направление.

- Когда в 1973 году Вы присоединились к NECRONOMICON (предшественник UNIVERS ZERO), как Вы встретились с Даниэлем?

- В это время Даниэль репетировал с группой, которая называлась ARKHAM, в том же самом здании, где я работал с одной из моих первых групп. Однажды он увидел меня играющим - я аккомпанировал трубачу Клоду Дерону - и спросил меня, не хочу ли я к ним присоединиться и принять участие в новой музыкальной авантюре. Так как я всегда восхищался мастерством Даниэля, у меня даже сомнений не возникло.

- Был ли там клавишник Жан-Люк Мандерлье, или он тогда играл c MAGMA?

- Да, Жан-Люк Мандерлье был клавишником группы ARKHAM. После того, как он ее покинул, он начал играть с MAGMA.

- Играли ли Вы когда-нибудь с ARKHAM?

- Никогда не играл, но сделал бы это с удовольствием.

- Испытывали ли Вы интерес к произведениям Лавкрафта?

- Примерно в то же время я читал Лавкрафта, но не проявил к нему такого интереса, как Даниэль. Меня привлекает феномен того, что люди обычно называют "безумием" - разрыв человека с реальностью. А также те индивидуумы, которые перешли грань между безумием и нормальной жизнью. Безумие - это разрешение метафизических проблем человеческих существ, или же безумие - просто способ уйти, "вылететь" из реальной жизни?

- Подзаголовок к композиции 'Le Poison Qui Rend Fou' всегда меня интригует: "Ram-Ram Va Faire Pif Paf". Что он означает?

- Возможно, вы знаете комиксы "Приключения Тин-Тина", созданные бельгийским художником Herge? Это тот человек, который изобрел "ligne claire" - способ рисования "чистой линией".

- Да, я слышал про этот комикс, он также известен в Японии. Но сам никогда не видел.

- В одном из этих комиксов, "Сигарах фараона", египтолог, профессор Софоклус Саркофагус был ранен отравленной стрелой. Отрава называлась "ядом безумия". Из-за этого профессор, путешествующий по индийским лесам, вообразил себя фараоном Рамзесом Вторым. У него было ружье и он угрожал Тин-Тину, крича: "Рам-Рам сейчас сыграет "Пиф-Паф..." Ммм... вот какой кавардак бывает у меня в голове.

- Что Вы скажете о теме альбома? Имеет ли она отношение к социальным проблемам, "яду действительности"?

- Да, может быть и так, но вообще вы можете понимать это название так, как сами того хотите. У каждого человека в жизни бывают моменты, когда ему приходится выбирать способ бегства от окружающей действительности. Так вот, этот способ, этот яд может быть чем угодно - наркотиками, выпивкой, женщинами, деньгами, или религией, или музыкой... но, во всех случаях это только средство для бегства.

- Играли ли Вы что-либо из этого материала на концертах?

- Да, мы играли этот материал живьем, и до сих пор играем измененную версию 'Le Poison, Part 2 (Didi Dans ta Chambre)'.

- Какова была Ваша музыкальная деятельность в течение девяти лет между записью и выходом "Le Poison Qui Rend Fou" и "C.O.D. Performance"?

- После выхода "Яда.." нас продюсировал французский лейбл Atem Records, и несколько людей организовали большое европейское турне для группы. Чтобы сократить эту долгую историю, скажу, что нас обманул продюсер (Жерар Нгуен - примечание Майка Эццо). У меня было много долгов, альбом так и не вышел, и вся работа по подготовке тура пропала впустую. Я буквально заболел от всего этого! Тогда я бросил музыку и погрузился в океан алкоголя. Алкоголь владел моими мыслями и действиями в течение этого долгого перерыва.

- Да, это действительно позор. Я помню имя Нгуена - оно было на многих изданиях лейбла Cryonic Records. То, что он с Вами сделал, тоже вызывает у меня болезненные ощущения. Все это было до того, как альбом все-таки вышел в 1985-м?

- Первоначально Atem Records собиралась выпустить альбом. Стивен (Фейгенбаум) связался со мной, после того, как я все это ему рассказал, и предложил выпустить альбом на Cuneiform. C тех пор я работал с ним.

- В каких европейских странах Вы выступали?

- PRESENT играли во Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Германии, Нидерландах, Австрии, Чешской Республике, Словении и Венгрии.

- В каких из этих стран была самая лучшая реакция публики?

- В нашем случае все довольно любопытно. Слушая CD, вы думаете, что эта музыка сложна и публика ее плохо воспримет. Наоборот, музыка PRESENT легче воспринимается слушателями, когда сыграна живьем. Живьем PRESENT чрезвычайно мощны и наша музыка воздействует непосредственно на чувства - ее сложность не играет никакой роли. Пока не был на концерте, это трудно вообразить, это трудно вообразить даже в самом начале концерта. Но только на сцене вы открываете PRESENT в их истинном масштабе и амплитуде. Поэтому мне трудно сказать, в каких странах были лучшие отклики. Музыка PRESENT- международна, она основана на эмоциях. Исключительно на эмоциях! Мы встречали все тот же энтузиазм, где бы мы не играли - а мы играли перед самой разной аудиторией: от джазовых и до хардкоровых фестивалей. Результат везде был один и тот же: после первых моментов слушатель дезориентирован, он не знает, что думать по этому поводу или что чувствовать. И некоторое время спустя - это зависит от человека - они проникаются музыкой и воспринимают ее с настоящим энтузиазмом.

- Да, я понимаю, что Вы имеете в виду. Я имею тот же самый опыт с аудиторией на собственных выступлениях.

- Лично для меня, самая лучшая реакция аудитории на мою музыку была в Италии... но, да, я люблю эту страну.

- Кто такая Мартина де Брюйн (в посвящении к "Le Poison...")?

- Мартина была со мной, когда я начал авантюру с PRESENT, и она все еще остается со мной. Я бы не сделал ни малейшей части из того, что я успел сделать, если бы не она. Она также мать Колэна, моего второго сына. Может быть, она и есть тот яд, что делает меня безумным.

- На альбоме "Live" Вы, Реджинальд и Бруно указаны как вокалисты. Но Вы можете сказать мне, кто и где спел?

- В Laundry Blues главная вокальная партия - моя, Реджинальд подпевал. Он также подпевал в Alone и спел все вокальные партии в Promenade. Я спел главную партию в Alone и все партии в Contre. Бруно спел несколько коротких фрагментов в Alone.

- Арнольд Шёнберг был одним из тех людей, которые страдают трискайдекафобией. Был ли Ваш первый альбом вдохновлен им?

- Нисколько. Вы должны называть альбомы и композиции с определенной долей юмора. Я абсолютно не суеверен и не религиозен. Мне нравится играть роль легковерного человека, чрезмерно легковерного, просто для того, чтобы высмеять этот тип людей, и часто - довольно зло. Я ненавижу суеверных людей и людей, которые верят во все, что им скажут. Это - основная тема нового альбома - "Certitudes".

- Есть у Вас дети, занимающиеся музыкой, кроме Реджинальда?

- Не знаю!

- На обложке альбома "C.O.D. Performance" изображен длинный деревянный столб с круглым объектом сверху. Я видел точно такой же на картине Питера Брейгеля-Старшего. Что это?

- Это колесо. В средние века существовала казнь: человека оставляли умирать и гнить на колесе, предварительно перебив ему руки и ноги - некоторые из этих колес водружали на столбы.

- Почему сменился состав между записью "Live" и "Certitudes"? Бруно и Дэйв исполняют или репетируют материал для последней записи?

- Дэйв вернулся в Денвер после европейского тура в ноябре и декабре 95 года, Даниэль заменил его в группе. Но мы также дали несколько концертов с другим барабанщиком - Пьером Нарсиссом, так как Даниэль параллельно играл в ART ZOYD и возродил свою группу UNIVERS ZERO. Сами видите - у него было мало свободного времени в этот период. Я попросил Алена Рошетта сыграть партии фортепиано для нового альбома, и он согласился. Услышав, что из этого получилось, мне захотелось, чтобы пианист был и на сцене, а не только в студии. К сожалению, он не мог концертировать с нами, потому что был занят в многочисленных музыкальных проектах. Чудесным образом я повстречал Пьера Шевалье, когда записывал альбом. Он очень талантлив, и между нами много общего. Он и стал пианистом в PRESENT. Что же касается Бруно Бернаса, то... мы его просто убить хотели! К счастью, мы все-таки этого не сделали: за неделю до записи альбома он просто заявил нам, что вообще решил оставить музыку!!! Мне надо было найти басиста менее чем за неделю. Ги Сегер согласился записаться, и наконец-то эта история закончилась. Когда мы закончили запись альбома, я начал искать другого басиста - для концертов. Музыкант-приятель Реджинальда отнесся к этому с некоторым интересом. Мы проверили парня и приняли его в группу. Когда с двумя новыми музыкантами был сыгран новый материал, они показали себя с самой лучшей стороны. Итак, теперь PRESENT - это я, Реджинальд Триго, Даниэль Дэни, Пьер Шевалье и Жан-Пьер Мендес. Во время тура по Штатам - в мае 98 года - нашим барабанщиком, возможно, будет Дэйв Керман, и я надеюсь поиграть с ним опять. Он невероятный, странный, сумасшедший, забавный... но, кроме всего прочего, это один из лучших барабанщиков, которых я когда-либо встречал!

- Вы имеете классическое музыкальное образование?

- Нет, я из тех, кого обычно называют абсолютными самоучками. Я научился читать и писать музыку от людей, с которыми работал - некоторые из них имели классическое образование. Я учился сам, с несколькими элементарными книгами, которые и составляли мою компанию. Написание музыки для меня - не цель, а средство, чтобы достичь того места, на которое я претендую.

- Это хороший путь, чтобы идти по нему. Я определенно согласен. И, насчет популярности PRESENT: сейчас легче играть такую музыку? Или в начале восьмидесятых, когда группа образовалась, ситуация была лучше? Многие люди уверены, что аудитория "закрученного" рока сейчас больше, чем раньше, но я так не думаю. Просто стало больше дистрибьюторов и журналов, чем раньше. И это дает людям иллюзию, что наступило нечто вроде возвращения к старым добрым временам.

- Трудно сказать что-либо насчет популярности, если твои диски издаются и распространяются в параллельных кругах. Многие из этих лейблов, погрузившись в интеллектуальное самоудовлетворение, забывают продавать свою продукцию потенциальной аудитории. Я не думаю, что это легкая работа, это тяжело и сложно, но все-таки стиль работы этих людей должен меняться. Если бы мы вдруг стали записываться и издаваться на ведущих лейблах - вот тогда можно было бы измерить популярность таких групп как PRESENT. Если бы у нас был тот же рекламный бюджет, что у более-менее коммерческих групп, то я уверен, что наша музыка была бы востребована бОльшим количеством людей. Намного бОльшим, нежели сейчас. Я думаю, это здорово - бороться с глупостью в этом мире; это то, что я делаю. Восьмидесятые были тяжелы для этой музыки. Лучшим периодом были ранние семидесятые, люди тогда были открытыми и любопытными, но, к сожалению, всё это исчезло.

Оригинал статьи на progmusic.ru


RIO | UZ | Present | Trigaux | Work list