RIO | UZ | Present | Trigaux | Work list


UZ : 1313 : Heresie : Ceux du Dehors : The Hard Quest

Univers Zero - Ceux du Dehors

Илья Прутов

Третий альбом бельгийских мастеров музыкальных ужасов имеет уже другое звучание, - с приходом совершенно уникального музыканта Энди Кирка возросла роль клавишных инструментов - хотя это, в основном, все те же фисгармония, орган, клавесин и фортепиано. Но есть и орган Хаммонда, и синтезатор - звучание группы становится все более "электрическим". Басовые партии изменились, бас стал почти что солирующим инструментом, в лучших традициях французского ZEUHL. Гитары нет совсем, но ее отсутствие не сказалось на музыке - звук и так очень плотный, мощный, не столь камерный, как на предыдущих альбомах. Роль ударных тоже возросла - если раньше они лишь мягко подчеркивали мелодическую линию, то сейчас вместе с басом составляют виртуознейшую ритм-секцию в лучших традициях джаз-рока!

Итак, из камерного авангардного ансамбля UNIVERS ZERO превратились в рок-группу. Очевидно, с уходом Роже Триго музыка группы стала все же более светлой и менее злой - злость и черный юмор достались ответвлению UNIVERS ZERO - группе PRESENT. Правда, это не означает, что музыка упростилась - нет, она осталась такой же сложной, мрачной и агрессивной, вот только сатанинская злоба предыдущего альбома уступила место дикому драйву, и, вдобавок, музыка стала просто безумно, неправдоподобно красивой, а кое-где привычный уже мрак немного отступает, вместо него приходит нечто волшебное, потустороннее, но - светлое, если хотите - "эльфийское", - как, например, в композиции "Combat".

"Битва" - она и есть битва, но это битва добра со злом, и, судя по окончанию композиции, на этот раз злу не дали восторжествовать, как бы оно не пыталось сопротивляться. А может и нет ничего потустороннего - просто Тиль Уленшпигель со своим войском громит ненавистных испанцев, добывая свободу Фландрии - будущей Бельгии. Так или иначе - композиция, несмотря на несколько мрачных моментов, в целом очень жизнеутверждающая ибуквально пропитанная бунтарским духом.

"Старый" дух группы проявляется далеко не везде - лишь в трех вещах - "La Corne Du Bois De Pendus", "La Musique D'Erich Zahn" и "La Tete Du Corbeau".

"La Musique D'Erich Zahn" - просто дикая, дисгармоничная и по настоящему жуткая коллективная импровизация участников группы, навеянная рассказом Ховарда Лавкрафта. Что-то огромное, недоброе, но и не злое, лишенное человеческих чувств и недоступное человеческому разумению, всесильное и всепоглощающее, надвигается из тьмы.

"La Corne Du Bois Des Pendus" - тоже довольно кошмарная пьеса, но в ней, как ни странно, проскакивают и фолковые нотки. При записи использован даже такой экзотический инструмент, как шарманка. :-)

"La Tete Du Corbeau" - "Голова Ворона" - практически классическая инструментальная миниатюра, мрачная и могучая.

"Triomphe Des Mouches" - бонус-трек, добавленный при переиздании альбома фирмой Cuneiform Records, в оригинале это был сингл(!), выпущенный на фирме Криса Катлера Recommended Records под индексом RR 10.5 в 1981 году. Звучание его явно отличается от звучания альбома, "Мушиный триумф" - намного более "электрический" и, пожалуй, как и "La Faulx", является самым мрачным музыкальным произведением, когда-либо написанным и исполненным. Терзание Хаммонд-органа, шаманский, экстатический ритм, неразборчивый вокал, напоминающий булькающий предсмертный хрип - это все же несколько не вписывается в довольно жизнеутверждающий и бунтарский дух альбома.

Оригинал статьи на Russian Art-Rock


UZ : 1313 : Heresie : Ceux du Dehors : The Hard Quest
RIO | UZ | Present | Trigaux | Work list