RIO | UZ | Present | Trigaux | Work list
{Философско-музыкальная концепция предполагает, а Бог располагает}
"Путь мой усеян россыпью событий, определивших судьбу".
А.С.
Не Пушкин, просто А.С.
В течение жизни мы испытываем множество ощущений, эмоций - это множество ограничено, поэтому когда-нибудь наступит такой момент, после которого для нас уже не будет ничего нового. Тешусь надеждой, что еще не исчерпал свою личность; однако, несомненно, что, познакомившись с музыкой альбома "1313", испытав яркие, интенсивные, исключительные чувства, я приблизил ту грань, за которой исчезает ощущение новизны и возможно лишь повторение.
Однажды Вадим Сергеевич Дикке заметил: "Музыка UNIVERS ZERO злая, но не страшная". Он как всегда наблюдателен, точен и необычайно удачен в построении речевых конструкций, в которых один изящный ход передает целую сеть умосплетений. Подобным же образом поступлю и я: сначала сформулирую идею, а затем дам ее обоснование. Итак, вот фраза, достойная того, чтобы звучать в устах жителя древней Спарты: "Музыка UNIVERS ZERO злая, но полезная [1]".
Безусловным, явным и очевидным является то, что музыканты UNIVERS ZERO исследуют темные стороны человеческого бытия и порой в своих исканиях погружаются в сумерки сознания столь далеко, что поневоле становится страшно. Но дело в том, что для них существует этот мир и существует мир иной, между разумом и безумием они проводят грань, а обольстительным чарам имманентного зла [2] противопоставляют свою волю и академический талант [3] .
И носило ее, и штормило ее.
Все равно вернулась
она,
Моя крыша.
Скрупулезно, с механической точностью, препарируя зло, музыканты UNIVERS ZERO осуществляет самоанализ и самоконтроль, и к этому же призывают своих слушателей.
AMG : "Some very peculiar rock music hybrids emerged in the 1970s, but none was any more peculiar than UNIVERS ZERO, a classically influenced group of primarily Belgian musicians". All-Music Guide (http://www.allmusic.com)
А.С. Да, диковинный гибрид. Среди используемых инструментов фагот, скрипка, альт, виолончель, спинет (разновидность клавесина), фисгармония, а также ударные, электрогитара и бас-гитара. Ничего себе подборка, правда? В результате - почти классическая инструментовка с акцентированным ритмом, так называемый неоклассический рок.
[1] В контексте музыки UNIVERS ZERO несколько раз прозвучало слово "злая". Уточняю: злой я ее назвал исключительно в дидактических целях, на самом деле она - разная , в том числе, грустная и лиричная, в ней много оттенков. А еще она - идейная, и в этом ее отличие от музыки "доброй". Идея - борьба добра и зла, синтез добра и зла в человеке, исследование корней зла.
[2] В ходе обсуждения пробного варианта статьи Вадим Сергеевич высказал мнение, что значение выражения 'имманентное зло' не совсем ясно. Строго между нами, он подверг сомнению не только очевидность термина, он усомнился в том, известно ли мне самому значение слова 'имманентный'. Не согласившись, я решил провести опрос среди знакомых. Им был задан следующий вопрос: что такое, по вашему мнению, в данном контексте имманентное зло? Получены следующие ответы:
Как видите, Вадим Сергеевич был в чем-то прав: выражение трактуется не однозначно. Итак, чтобы отмести всякие сомнения, разъясняю: музыканты UNIVERS ZERO пытаются изучить присущее человеку влечение ко злу.
[3] Развивая мысль Вадима Сергеевича, скажу, что хотя музыка UZ и соприкасается со злом, она не страшная, поскольку "зло" контролируется, удерживается волей; по-настоящему страшно то зло, которому не противостоят - безвольная музыка, в которой не мыслится никаких границ, барьеров, переходов, разум и безумие тождественны, слушателя окружает первозданный океан, и этот океан - зло.
Тьма. Во тьме закружились пустоты.
Осязаем, но
призрачен след.
Ветер дунул - и взора как нет.
Слышен шаг
наступающей роты.
С.Лем "Электрувер Трурля"
Трехчастная Ronde - квинтэссенция UNIVERS ZERO.
Ronde. Хоровод. Круговорот. В центре пустой комнаты стоит стол, на нем спичечный коробок, в нем сидит жучок, он скребет картонные стенки и не знает того, что коробочка находится в центре комнаты, которая является частью дома, дом - частью города, город - материка, материк - Земли, Земля - Солнечной системы, Солнечная система - Галактики, Галактика - Метагалактики, Метагалактика - Вселенной, которая заключена в этом жуке.
В юности мадам Карабосс была настоящей ромовой бабой, чей внушительный стан казался колонной: в основании - просторный, многоместный зад, фуст - изящная, стройная талия бегемота, капитель - накормившая полстраны грудь (ах, боже мой, припасть бы и не оторваться!). Тогда слава о ней шла по миру, но со временем наша героиня постарела, ее забыли. Однажды местный король устроил мероприятие (бал) и пригласил на него всех видных, представительных дам государства. Итак, празднество вот-вот должно начаться, в этот момент парадная дверь распахивается, в зал входит мадам Карабосс.
- Господи, откуда взялась эта старая пердунья?!
-
Ой, ну что вы! Она вовсе не стара - она бодра, весела, и, в
известной степени, даже мила.
- Эй, да это же Карабосс! Нет, она,
конечно, сильно изменилась, но ее былые прелести не такие уж былые и
по-прежнему аппетитны.
- Во дает! Молодец, бабка! Взгляните, как
грациозно она вращает свои нижние футляры! Знать, есть еще порох в
ягодицах!
- Старушка - не промах, однозначно. Сейчас она задаст
всем перцу!
Нелегко преодолеть установленные природой пределы, но если человеком движут обида и жажда мести, для него нет ничего невозможного. Такова Карабосс: в свои сто с небольшим лет она совершила настоящий подвиг, сумев придать мешку с собственными костями вполне приемлемые формы, на которые - вы сами только что видели! - кое-кто готов был польститься, донести его (мешок) до замка и, произнеся сочную инвективу (*), с достоинством удалиться.
И был фурор. Деяние Карабосс произвело неизгладимое впечатление на современников. Вокруг ее дома сутками, не смыкая глаз, кочевали стада неофитов, жаждущих приобщится к тайному знанию. Старушка недоумевала: "Какое такое тайное знание? Всю жизнь шастала я по кавалерам и слыхом не слыхивала ни о каких университетах и знаниях!" Но толпа не расходилась, требуя раскрыть секрет долголетия и молодости. Старушка, как могла, отмалчивалась, отделывалась неуместными скабрезностями, но, оказавшись прижатой кочергой к стене, вынуждена была отвечать по существу.
- Колись, бабка, в чем секрет?
- Господа,
никакого секрета нет. Всю жизнь я ела, пила, курила, ходила по
рукам, хулиганила, сквернословила и бесчинствовала всеми другими
доступными мне способами.
- И что, это все? Врешь, старая!
-
Ах, ну как же вам не совестно мучить женщину в преклонных годах!
Вам, молодым, не понять моих слабостей.
- Говори правду, не
таись, иначе хуже будет!
- Ну, хорошо, хорошо, ваша взяла. Дело в
том, что в юности мне по наследству досталась старинная музыкальная
шкатулка работы мастера Йонаса Цорна. Я завожу ее каждое утро, и она
играет мелодию под названием "мантра, воскрешающая дерьмо". После
этого я чувствую себя замечательно, словно заново родилась.
- Где
же эта шарманка?
- У меня в доме, под кроватью.
Услышав это, люди ворвались в каморку бедной женщины, перевернули все вверх дном, но ничего не нашли. Воодушевление сменилось отчаянием, кто-то вспомнил: "старая ведьма осталась одна на улице!", толпа бросилась назад, но старушки и след остыл. После этого инцидента поиски пресловутой шкатулки приобрели поистине вселенские масштабы. Не было ни одного дома, в который бы не ворвались и ни одной кровати, под которую бы не заглянули. Все помешались на идее продления молодости, сохранения сил и здоровья. Подобную мирскую суету не пожелала терпеть церковь, которая - в очередной раз подтвердив, что совершенствовать следует не тело, но дух - объявила Карабосс колдуньей, ведьмой, феей, людоедкой и занесла в пандемониум. Такова правдивая история Карабосс.
Оживает старое тело, скрипят давно несмазанные кости, с трудом вращаются верхние и нижние футляры. Фагот по-старушечьи ворчит и кряхтит, скрипка стонет и охает. Карабосс пробуждена к жизни известием о празднике. Постепенно до нее доходит смысл происхоящего: ее забыли пригласить. Она возмущена! Мелодия меняется, появляется спинет, неведомо откуда берутся энергия, сила, в музыке чувствуется подъем.
Карабосс произносит в замке гневную речь, темы которой - людская неблагодарность, равнодушие и бессердечие. Каждый удар бас-барабана - слово яростной диффамации. Зал, пораженный словами Карабосс, утихает; молчит и сама героиня. В воцарившейся тишине ее настигает усталость: дуэт скрипки и фагота передает ощущение эмоциональной опустошенности, которое всегда приходит после того, как желаемое достигнуто. Дело сделано, но это еще не конец. Преодолев упадок сил, Карабосс с достоинством удаляется. Ее бодрая прощальная рысь, по словам очевидцев, производит неизгладимое впечатление
(*) Эх, есть у меня слабость - хлебом не корми, а дай воткнуть какое-нибудь словечко замороченное. Вот и здесь - ну почему бы не сказать: гневная, обличительная речь с целью оскорбления слушателей? Нет же - инвектива! О, боже мой, когда же наступит творческая зрелость.
Пациент: Сестра, а может в реанимацию?
Медсестра: Доктор сказал в морг - значит в морг!
История зловещего доктора Петио является одной из темных страниц второй мировой войны. Кто же он - обычный уголовник или военный преступник, связанный с оккупационными властями, с "Движением Сопротивления"? Музыкантов UNIVERS ZERO этот вопрос не интересует, их цель - психологический портрет. Обещая богатым евреям спасение в Южной Америке, доктор Петио освобождал их от страха быть схваченными Гестапо, он также "освобождал их от зрения, слуха, осязания, дневного света, времени, Вселенной и от них самих". Нацисты уничтожали евреев в концлагерях, руководствуясь "высокими" идеями, доктор Петио, делая смертельные инъекции под видом прививок, - ради денег, вещей и драгоценностей.
Нет ничего нового в подлунном мире, и разные эпохи рождают одни и те же персонажи. Читая новеллу Х.Л.Борхеса "Жестокий освободитель Лазарус Морель", обнаруживаешь удивительное сходство между ее героем и доктором Петио: звериная изворотливость, абсолютное пренебрежение к чужой жизни и сатанинская игра на надежде. Оба вписали яркие страницы во всемирную летопись бесчестья. Впрочем, для автора, Роже Триго, доктор Петио, в первую очередь, одержимый.
Скрипка открывает воображаемую дверь, и слушатель сталкивается с внутренним миром человека, чья душа мертва, а разум терзает идея фикс. Последовательно возникают: электрогитара, которая задает ритм, приглушенный лай мехов фисгармонии, жужжащее тремоло фагота и поверх всего - тоненькая скрипка. Краткое вступление заканчивается, основную тему - внутри огонь, неяркий, неброский, но всеохватывающий, всепожирающий - ведет дуэт харизматических скрипок. Внезапно все смолкает; неспешно играет спинет. Навязчивые, демонические мысли покидают несчастного доктора, чтобы через несколько секунд вернуться и вновь исчезнуть, на этот раз - надолго (здесь заметен пульсирующий бас).
Начинается вторая часть. Повторение одной и той же фразы спинетом - ритмическая основа для болезненно-печального соло фагота. Каким-то странным образом (сон? видение? другая явь?) доктор видит незнакомую местность: ночь, не город, на небе редкие облака, безлюдно, полная луна, холм, а на нем - виселица. В тишине, давящей пустотой, единственный звук - едва различимый скрип раскачивающейся веревки и гулкие удары сердца. И тут доктор понимает: эта веревка предназначена ему. Понимает, но изменить свою судьбу он не в силах, рок неумолим; появление фисгармонии - это фатум, приговор небес.
Музыкальная панорама постепенно меняется: затягивает небо тучами фисгармония, доносятся громовые раскаты бас-барабана - все ближе и ближе! - набирают силу скрипка, фагот и бас-гитара. И вот кульминация. Взрывы молний возвещают полное торжество демонического: мистер Хайд окончательно побеждает доктора Джекила. Завершают композицию скрипичные всполохи и мелкий электрический дождик.
"Malaise" - по-французски недомогание, болезнь. Эта "Болезнь" - легкое умопомрачение, грациозный бред. Волнительное арко, робкое пиццикато и, как контраст, - суровые литавры. По мере развития, бред из вполне безобидного превращается в патологический, угнетающий своим постоянством. Возникают, как всегда у UNIVERS ZERO, пугающие образы таинственного, грозного и, вместе с тем, притягательного.
Обнявшись, по кругу медленно движется пара людей. Тысяча солнц выжгла их глаза, крик невинно убиенных лишил слуха, ветер иссушил лица, превратив в соляные столбы. Души, погребенные во плоти - в вечном странствии их сопровождают скрипка, фагот и виолончель.
Оригинал статьи на сайте Анатолия Суханова
Илья Прутов
Дебютный альбом бельгийского "камерного ансамбля из самых глубин ада" достаточно суров и мрачен для того, чтобы напугать неискушенного слушателя,но все же не настолько злобен и ядовит, как их следующий альбом "Heresie". Звучание еще более камерное, нет органа, вообще клавишных не очень много - клавикорд, фисгармония, и, возможно, аккордеон? Хотя насчет последнего все же не уверен. Ведущие инструменты - скрипка, виолончель и фагот, звучание абсолютно акустическое, из традиционно "роковых" инструментов лишь бас-гитара и барабаны, но барабаны звучат совсем не как у среднестатистической рок-группы, гитарных партий очень мало, они "спрятаны" глубоко. С роком же этот альбом роднит лишь одно - МОЩЬ! Да, при таком наборе инструментов группа звучит могуче, "с мясом", это довольно далеко от привычных представлений о классической камерной музыке. Музыка очень... человеческая, что ли - по крайней мере, отдаешь себе отчет в том, что это играют люди, а не адские твари, как на "Heresie". :-)
Ronde - композиция довольно мрачная, вызывающая безотчетную тревогу и беспокойство, музыка немного напоминает сочинения Стравинского или Шостаковича, но намного более суровая и мрачная. Угрожающе рычащий бас, плачущая скрипка, гитара "за кадром", мощные барабаны и вирутознейшая партия фагота - Мишель Беркман извлекает из этого малоприспособленного для быстрой игры и неподатливого инструмента невероятные звуки, забираясь в чудовищные для этого инструмента низкого регистра "верхи". Партии виолончели тоже невероятны, просто чудовищны и дики. Заканчивается же композиция довольно тихо и спокойно, но оставляет ощущения какой-то неясной угрозы.
Carabosse - в этой композиции используется такой экзотический инструмент как клавикорд или же спинет - в общем-то, это разные названия одного и того же прапрапрапрадедушки рояля. Ритм изломанный, угловатый, но мрака и жути в этой композиции все же не столь много, это просто мощная, суровая и красивая музыка.
Docteur Petiot. Этот самый доктор Птио - очень неприятная личность времен Второй мировой войны. Этот гнусный субъект сотрудничал с нацистами во время оккупации Бельгии и проводил садистские эксперименты на людях. Будем надеятся, что каждый раз, когда звучит эта композиция, он начинает вертеться в своем гробу пропеллером, или же черти в аду подбросят побольше дровишек под его и так очень горячую сковородку. Мощная композиция, мрачная, вызывающая ощущение остановившегося времени. Я, к сожалению, не знаю, была ли она написана под впечатлением документального фильма о зверствах фашизма, или же была в саундтреке к этому фильму - сведения об этом довольно противоречивы. В этой композиции явно слышна гитара - минималистические, давящие партии, но гитарных соло нет, если вы хотите услышать, как солирует Роже Триго - послушайте какой-либо из альбомов его группы PRESENT. В UNIVERS ZERO он особо не выделялся, хотя некоторые композиции, включая и "Docteur Petiot", написаны как раз им, и написаны замечательно!
Malaise - замечательная композиция, суровая, но мрака и ужаса в ней почти нет. Мощнейшие ритмы, интереснейшие скрипичные партии, обилие необычных приемов звукоизвлечения вроде пиццикато. Есть и гром литавр, а как же без него? :-) В общем и целом - что-то огромное, могучее и неудержимо движущееся на своем пути, давя в лепешку всё и вся. Complainte - жалоба, она и есть жалоба. Фактически это классическая пьеса для фагота, виолончели и скрипки. Привидение в старинном замке горько жалуется на свою незавидную судьбу - наскучило ему пару сотен лет пугать людей, пора на покой - а не пускают!
Оригинал статьи на Russian Art-Rock